Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва

Официальный сайт search.png   vkontakte   facebook   twitter
История парламентаризма в Республике Тыва

История парламентаризма в Республике Тыва


14 августа 1921 года в селе Суг-Бажы Тандинского кожууна на Всетувинском Учредительном Хурале, созванном представителями 7 кожуунов (районов), была провозглашена Республика Танну-Тува Улус (через пять лет - ТНР). Так открылась новая эра в жизни тувинских аратов – жители Центра Азии впервые в своей долгой истории образовали собственное государство.

На следующий день, то есть 15 августа 1921 года, была принята первая Конституция республики. В ней было прописано, что республика самостоятельна в своих внутренних делах, а в международных отношениях выступает под покровительством Советской России. В Основном Законе были узаконены такие незыблемые ценности демократического общества, как равенство всех граждан перед законом, приоритетность просвещения, поднятие культурного уровня, здравоохранения, свободы вероисповедания и другие.

Актом принятия первой Конституции был осуществлен глубокий прорыв в области права, совершен переход от общества обычного права к государственному конституционному строю. Это был первый опыт конституционного строительства в Туве. Конституция стала неотъемлемым атрибутом государственности в форме республики. Как показали дальнейшие события, первая Конституция республики была далека от совершенства, но она выполнила свою основную функцию - провозгласила новое государство, установила вертикаль власти.

Властная вертикаль, согласно Конституции 1921 года, была построена следующим образом: каждый сумон (село) подчинялся Управлению кожууна, кожуун подчинялся Центральному Совету, Центральный Совет был ответственен перед Всеобщим Танну-Тувинским съездом. Решения сумонов и хошунов могли быть отменены Центральным Советом, если они противоречили Конституции. Таким образом, Конституция Танну-Тува Улус 1921 года обладала высшей юридической силой.

Нужно отметить, что к 1923 году Всеобщий съезд стал называться Великим Хуралом. Конституционное закрепление наименования получил в 1924 году.

Первый состав Великого Хурала Республики Танну-Тыва Улус, как высший орган власти, был избран в 1923 году, то есть через два года после Учредительного Хурала. В этом же году было проведено первое заседание Великого Хурала. До этого – в феврале 1922 года начал работать Центральный Совет (Правительство) с первыми четырьмя министерствами.

В 1924 году была принята вторая Конституция молодой республики, состоявшая из четырех разделов. В первом разделе в отличие от первой Конституции впервые прописывается понятие народа, как субъекта конституционно-правовых отношений, а также принадлежность власти народу, народный характер управления и народные интересы в основе государства. Тем самым был обозначен демократический характер Тувинской Народной Республики. «Аратские массы, - говорится в Конституции, - получили свободу и независимость, взяли власть в свои руки...».

В дальнейшем вся полнота власти в Тувинской Народной Республике принадлежала Великому Хуралу представителей аратов. Таким образом, Великий Хурал был представительным органом власти. Он созывался раз в год и решал все дела, имевшие общегосударственное значение. Хурал избирал правительство, обладавшее полнотой власти в период между заседаниями хуралов.

В дальнейшем Великие Хуралы в течение ряда лет созывались ежегодно. Новый импульс развитию тувинского государства придал второй Великий Хурал, состоявшийся 6 октября 1924 года. Он принял вторую Конституцию Тувы. Она внесла изменения в избирательную систему, более четко определена структура центральных и местных органов государственной власти. Верховной властью наделялся Великий Хурал, а в промежутках между его заседаниями - Малый Хурал, который избирался на Великом Хурале. Постоянным рабочим органом между сессиями Великого Хурала являлся его Президиум.

Малый Хурал, появившийся в 1924 году по второй Конституции Тувы, стал законодательным органом власти молодой республики.

Был конституционно закреплен статус Совета Министров, как высшего исполнительного органа власти. Примечательно то, что его состав формировался путем избрания членов правительства из числа делегатов Малого Хурала. Выборы в органы власти стали многоступенчатыми. На общих сумонных собраниях выбирались сумонные управления и делегаты Великого Хурала. В работе национального хурала участвовали по одному представителю от каждых пятидесяти хозяйств.

Необходимо отметить, что в отличие от Конституции республики 1921 года, в тексте Конституции 1924 года целый ряд статей посвящен избирательным правам. Таким правом обладали граждане в возрасте от 20 лет и старше, независимо от пола. Но статья четвертая ограничивала в избирательных правах «религиозных слушателей, слишком престарелых граждан».

Основной закон 1924 года по-иному трактовал и создание органов власти. На местах образовались сельские Советы. Общее собрание сумона (села) направляло на хошунную (районную) избирательную конференцию от больших сумонов по 10 делегатов, от маленьких - по 5.

Первым Председателем Президиума Малого Хурала 1924 года был Куулар Дондук Дажы оглу. Он был прекрасным знатоком истории Тувы, свободно ориентировался в политических течениях Китая и Монголии, руководил дипломатическими миссиями. В 1925-1929 годах Куулар Дондук занимал пост Главы тувинского правительства.

Государственное устройство Тувинской Народной Республики сопровождалось большими трудностями. В период с 1921-го по 1930-ый годы были приняты четыре Конституции, последняя из которых устанавливала, что к числу верховных органов власти в государстве относятся Великий Хурал, избираемый ими Малый Хурал и Президиум Малого Хурала. Великий Хурал созывался один раз в год, Малый - не реже двух раз в год. Декларировалось верховенство закона: и Великий, и Малый Хуралы имели право отменять постановления местных органов власти, входящих в противоречие с постановлениями верховных органов. Правительство формировалось Малым Хуралом.

Отметим, что каждая новая Конституция ТНР все больше урезала права и возможности прежней правящей элиты Тувы путем избрания в ее структуру представителей аратства. Начались массовые «чистки» в партийных и государственных органах. Президиум Малого Хурала и Совет Министров лишили избирательных прав все «эксплуататорские элементы», в том числе баев, лам и шаманов. Началась массовая коллективизация. В этом плане особое внимание заслуживает Третья чрезвычайная сессия Президиума Малого Хурала. В период коллективизации, когда были допущены известные «перегибы», приведшие к возмущениям аратов, делегаты Хурала сыграли большую роль в стабилизации ситуации. Они осудили борьбу с зажиточными хозяйствами и ущемление середняцких аратских хозяйств, оскорбление религиозных чувств населения, признав это политической ошибкой. В итоге было принято решение о переходе к новому «политико-хозяйственному курсу», главным принципом которого провозглашалось поощрение частно-хозяйственной инициативы граждан.

Сложная и противоречивая политическая обстановка стала причиной усиленной ротации руководителей республики. Так, в этот период на посту председателя Совета Министров работали М. Буян-Бадыргы, М. Лопсан-Осур, С. Идам-Сюрюн, С. Оруйгу, К. Дондук, Баир. Председателями Малого Хурала были Куулар Дондук, Монгуш Нимажап, Адыг-Тюлюш Хемчик-оол, Адыг-Тюлюш Чульдум, а с 1938-го по 1940-ой годы на этом посту работал Оюн Полат, бывший министр внутренних дел. Доминирующая роль в политической и правовой системе тогда принадлежала Центральному Комитету Тувинской Народно-Революционной партии. Появились «скорые суды». Многих постигла трагическая участь, в их числе - ряд лидеров нации, передовые люди своего времени: один из основателей Тувинской Народной Республики Монгуш Буян-Бадыргы, бывшие председатели Президиума Малого Хурала Куулар Дондук, Монгуш Нимажап, Адыг-Тюлюш Хемчик-оол.

Нельзя подходить к событиям прошлого исключительно по меркам сегодняшнего дня. Но, репрессии 30-ых годов - это однозначно самая трагическая страница в политической истории Тувы.

В целом, в отношении периода 1921-1944 годов можно сделать вывод, что делегаты Великого Хурала и члены Малого Хурала Тувинской Народной Республики, по сути, не имея соответствующего опыта, успешно справились с поставленными перед ними задачами. Ими были разработаны и приняты основные законы, обеспечившие образование и дальнейшее развитие независимой республики.

В период с 1940 по 1944 годы председателем Президиума Малого Хурала работала Хертек Амырбитовна Анчымаа-Тока. Она была первой женщиной в мире, которая стала председателем законодательного органа республики, а по сути – главой государства. На государственных документах правом первой подписи владела Х.А. Анчымаа-Тока, как Председатель Президиума Малого Хурала трудящихся ТНР, вторым подписывался секретарь ЦК Тувинской Народно-Революционной партии С.К. Тока и только третьим - Председатель Совета Министров ТНР.

В те годы в конституционном строительстве молодого государства широко использовался советский опыт. В 1941 году принята пятая по счету Конституция Тувинской Народной Республики, где в государстве было провозглашено строительство социализма путем некапиталистического развития.

Великий Хурал Тувинской Народной Республики созывался один раз в три года. Формировался он через избрание делегатов на собраниях граждан по норме - один делегат от трехсот избирателей. В ведении Великого Хурала были такие вопросы, как утверждение и изменение Конституции, внешняя и внутренняя политика, избрание членов Малого Хурала, который в свою очередь работал между съездами Великого Хурала. Малый Хурал избирался сроком на три года по норме - один депутат от одной тысячи человек.

Конституция 1941-го года закрепила независимость судей, право на бесплатное пользование землей и пастбищами, право на отдых, образование, гарантировала свободу слова и печати. Религия отделялась от государства, тем самым признавалась свобода вероисповедания, впрочем, как и свобода ведения антирелигиозной пропаганды.

Конституционно было закреплено равноправие женщин и неприкосновенность личности, воинская служба признана почетной обязанностью каждого гражданина.

Начало второй мировой войны окончательно определило вовлечение Тувинской Народной Республики в экономическое и военно-политическое объединение с СССР. Великий Хурал принимает Декларацию «О готовности тувинского народа всеми силами и средствами участвовать в борьбе с фашисткой Германией». В ней говорится, что «Тувинский народ во главе со своей революционной партией и правительством, не щадя жизни, готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним».

В Туве начинается перестройка хозяйства на военный лад и организация всемерной помощи фронту. В годы войны советско-тувинские связи приобрели еще больший вес, создав реальные экономические и политические предпосылки для вхождения Тувы в состав Советского Союза. 17 августа 1944 года Чрезвычайная VII сессия Малого Хурала трудящихся принимает Декларацию «О вхождении ТНР в состав СССР».

11 октября 1944 года на заседании Президиума Верховного Совета, которое вел Михаил Калинин, данную Декларацию зачитал Салчак Тока, как член Президиума Малого Хурала трудящихся Тувинской Народной Республики. После непродолжительного обсуждения, Президиум принял указ: «1) удовлетворить просьбу Малого Хурала трудящихся ТНР и принять ТНР в состав СССР; 2) просить Верховный Совет РСФСР принять ТНР в состав РСФСР на правах автономной области».

Через два дня после данного эпохального события, 13 октября 1944 года Президиум Верховного Совета РСФСР издает соответствующий Указ «О принятии Тувинской Народной Республики в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», где пунктом 3 решает: «Преобразовать Малый Хурал трудящихся Тувинской Народной Республики в областной Совет депутатов трудящихся Тувинской автономной области и предложить областному Совету, вместо Президиума Малого Хурала и Совета Министров Тувинской Народной Республики, избрать исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся.

Преобразовать хошунные, городской города Кызыла, сумонные, поселковые и арбанные Малые Хуралы трудящихся в соответствующие местные Советы депутатов трудящихся».

Вхождение Тувы в состав Советского Союза явилось закономерным итогом многовекового процесса сближения русского и тувинского народов, которое началось еще в первые десятилетия XVII века. Развитие национальной государственности по советскому образцу, советско-тувинское сотрудничество во всех областях общественной жизни объективно и неуклонно вели Туву к все более тесной интеграции с советской государственной и общественной системой.

Вступление Тувинской Народной Республики в состав СССР на правах Автономной области неизбежно влекло ломку старого и формирование нового государственного аппарата, включая Малый Хурал. Одним из первых было образовано Бюро Тувинского Обкома ВКП (б). Следующим шагом стала реорганизация министерств и управлений автономной области в отделы и управления Тувинского облисполкома.

1 ноября 1944 года Малый Хурал трудящихся ТНР на последней внеочередной VIII сессии принял решение о своем преобразовании в Областной Совет депутатов трудящихся Тувинской Автономной области. Далее сессия продолжила работу, как первая сессия Совета депутатов трудящихся ТАО. Председателем Совета депутатов трудящихся ТАО был избран Александр Мангыевич Чымба. На этой должности он проработал до 1961 года. На сессии был избран исполнительный комитет Областного Совета трудящихся ТАО (Облисполком).

Деятельность политических структур, в том числе Совета депутатов, была призвана обеспечить идеологическую основу предстоящих социально-экономических преобразований, связанных с идеей обобществленного производства. Скотоводческая республика должна была перерасти в современную аграрно-индустриальную область с плановой экономикой.

Учитывая коренные политические, экономические, культурные и этнические изменения в жизни тувинского народа, исходя из пожеланий трудящихся и принципа свободного самоопределения национальностей, в целях обеспечения условий для дальнейшего национально-государственного развития тувинского народа, Президиум Верховного Совета РСФСР 9 октября 1961 года принял Указ «О преобразовании Тувинской автономной области в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику», который был санкционирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1961 года.

17 декабря 1961 года состоялись выборы в Верховный Совет Тувинской АССР первого созыва. В его состав было избрано 100 депутатов.

10 января 1962 года состоялась первая сессия. В соответствии с принятыми на ней законами Тувинской АССР, Верховный Совет избрал Президиум Верховного Совета, образовал шесть постоянных комиссий и правительство республики – Совет Министров. Среди первых принятых законов – законы Тувинской АССР о государственном устройстве, об органах государственной власти и государственного управления, о гербе, флаге и столице республики.

Председателем Президиума Верховного Совета Тувинской АССР первого созыва была избрана Байкара Шожульбеевна Долчанмаа.

Байкара Долчанмаа считалась «второй женщиной Тувы» после Х. Анчымаа-Тока, пятнадцать лет руководившая Президиумом Верховного Совета Тувинской АССР.

Правом законодательной инициативы обладали Президиум Верховного Совета, Совет Министров и постоянные комиссии Верховного Совета. Главными разработчиками законопроектов были Президиум Верховного Совета и Совет Министров.

Шли парламентские годы. Принимались законы молодой автономии. Республика развивалась и экономически укреплялась.

Выборы в Верховный Совет пятого созыва состоялись 24 февраля 1980 года. Важной особенностью выборов явилось то, что они проводились на основе новой Конституции СССР и первой Конституции Тувинской АССР. В соответствии с Конституцией Тувинской АССР в Верховный Совет республики были избраны 130 депутатов. Верховный Совет образовал 13 постоянных комиссий и избрал Президиум. Председателем Президиума Верховного Совета Тувинской АССР пятого созыва был избран Михаил Клаевич Мендуме.

Как примету того времени, здесь необходимо отметить такое явление, как совмещение депутатских функций представителями исполнительных органов власти, когда министры одновременно являлись депутатами. Тот, кто принимал закон - тот его и исполнял. Парадоксально, но это факт.

Выборы народных депутатов Верховного Совета Тувинской АССР седьмого созыва состоялись 4 марта 1990 года. Особенностью этих выборов было то, что избрание 130 депутатов законодательного органа государственной власти впервые проводились на альтернативной основе. Председателем Верховного Совета Тувинской АССР седьмого созыва был избран Чимит-Доржу Баирович Ондар. В связи с его избранием в Верховный Совет РСФСР, Председателем Верховного Совета Республики Тыва в октябре 1991 года был избран Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей.

В декабре 1993 года состоялись выборы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва. Важной особенностью выборов явилось то, что они проводились на основе новой Конституции Республики Тыва, принятой в октябре 1993 года. В состав Верховного Хурала были избраны 32 депутата, работавших на постоянной основе. 21 января 1994 года в региональном парламенте было образовано 6 комитетов:

Комитет конституционно-правовой политики;

Комитет экономической и финансово-кредитной политики;

Комитет социальной политики;

Комитет государственного строительства;

Комитет по международным делам и межпарламентским связям;

Комитет аграрной политики и природопользования.

Образованы 3 фракции: аграрная, Народной партии суверенной Тувы и женщин-депутатов.

В январе 1994 года Председателем Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва был избран Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей.

С 1991 по 1998 годы депутатами Верховного Совета Тувинской АССР и депутатами Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва был принят ряд основополагающих законов переходного периода от плановой экономики к рыночным отношениям. В первую очередь, это такие законы как: «О либерализации рыночных цен»; «О разгосударствлении государственной собственности»; «О приватизации государственной собственности»; «О создании Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования»; Налоговый и Бюджетный кодексы и другие.

Работа Верховного Хурала Республики Тыва второго созыва началась 23 июня 1998 года. Председателем Верховного Хурала Республики Тыва был избран молодой депутат Шолбан Кара-оол. В настоящее время он является заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а до этого – с 2007 по 2021 годы работал Главой – Председателем Правительства Республики Тыва.

Приоритетным направлением законотворческой деятельности Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва 1998-2002 годов было решение задач, поставленных в 2000 году в Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина по обеспечению в стране единого правового пространства и приведению Конституции и законов Республики Тыва в соответствие с федеральным законодательством.

6 мая 2001 года на референдуме Республики Тыва была принята новая Конституция Республики Тыва, в соответствии с которой в 2002 году, впервые в истории тувинского парламентаризма был избран двухпалатный парламент - Великий Хурал. Согласно новой Конституции, верхняя палата - Палата представителей состояла из 130 депутатов, нижняя - Законодательная палата - из 32. Председателем Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва был избран Дандар-оол Ооржак. В последующие четыре года (2006-2010 г.г.) на этом посту его сменил Хонук-оол Монгуш.

На содержание громоздкого парламента при малой численности населения из республиканского бюджета ежегодно выделялись большие финансовые средства. Это было отражено в ежегодном Послании Президента России в 2009 году.

Во второй половине 2000-х годов усилилось противостояние двух ветвей государственной власти - исполнительной и законодательной. Депутатами Законодательной палаты ежегодно задерживалось принятие республиканских бюджетов, от чего страдала не только экономика, но и население республики.

Данный созыв парламента почти на половину был сформирован сторонниками партии «Справедливая Россия».

В ноябре 2009 года в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Дмитрий Медведев предложил ввести в стране единый критерий установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Он отметил, что «сегодня это делается абсолютно произвольно, что иногда приводит к трудно объяснимым результатам. Например, многомиллионное население экономически сильной Москвы представлено в городской думе 35 народными избранниками, а в Народном Хурале Республики Тыва (экономические возможности которого, к сожалению, куда как более скромные по сравнению с Москвой, а население в 30 с лишним раз меньше) заседает 162 депутата. Необходимо предусмотреть гибкий порядок постепенного выравнивания этих перекосов. Представительство должно быть более универсальным».

В этой связи по предложению инициативной группы в 2010 году в республике прошел референдум по приведению в соответствие федеральному законодательству некоторых статей Конституции Республики Тыва и упразднению двухпалатного Великого Хурала (парламента) Республики Тыва. На всенародном голосовании народ республики поддержал инициативу об учреждении в Туве однопалатного парламента.

В октябре 2010 года в республике состоялись выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва. С этого момента можно начать отсчет новейшего тувинского парламентаризма.

В настоящее время Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва - постоянно действующий и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва, который состоит из 32 депутатов. Срок полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва - 5 лет. За это время нынешний республиканский парламент заявил о себе, как влиятельная и авторитетная политическая сила в системе государственной власти. Подавляющее большинство депутатов парламента сформировано представителями политической партии «Единая Россия».

Председатель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Кан-оол Даваа трижды избирался на должность спикера законодательного органа республики. Много лет совмещал должность секретаря Тувинского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». В настоящее время – первый заместитель секретаря ТРО ВПП.

В соответствии со статьей 20 Регламента Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва образованы:

Комитет Верховного Хурала по здравоохранению и социальному развитию;

Комитет Верховного Хурала по бюджету, налогам, экономике и предпринимательству;

Комитет Верховного Хурала по безопасности, правопорядку и приграничным вопросам;

Комитет Верховного Хурала по образованию, культуре, молодежной политике и спорту;

Комитет Верховного Хурала по конституционно-правовой политике и государственному строительству;

Комитет Верховного Хурала по аграрной политике, земельным, имущественным отношениям и экологии;

Комитет Верховного Хурала по энергетике, строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству;

Комитет Верховного Хурала по взаимодействию с федеральными органами власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и информационной политике;

Комитет Верховного Хурала по развитию внешнеэкономических и межрегиональных связей;

Комиссия Верховного Хурала по поддержке участников специальной военной операции и их семей;

Комиссия Верховного Хурала по наградам.

В последние три созыва в региональном парламенте были сформированы фракции Тувинских региональных отделений Всероссийских политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» (2010-2014 и 2014-2019 годы) и ЛДПР (2019-2024 годы).

Гражданская зрелость и ответственность, высокий профессионализм и работоспособность, сплоченность и конструктивизм коллектива Верховного Хурала всех созывов стали определяющими в работе республиканского парламента.

Перед парламентариями республики с ежегодным отчетом выступают Глава Республики Тыва, Уполномоченные по правам ребенка и по правам человека в Республике Тыва, министр внутренних дел по Республике Тыва. Правительство Республики Тыва представляет ежегодный доклад о реализации государственной политики в сфере образования.

Законотворчество Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва многообразно и многогранно. Система правовых актов Республики Тыва содержит все отрасли, характерные для регионального законодательства - о государственном строительстве, муниципальное, финансовое, налоговое, социальное и другие виды законодательства. Депутаты парламента большое внимание уделяют решению проблем социальной сферы. Это вопросы здравоохранения, лекарственного обеспечения, образования, защиты материнства и детства. 

Цель работы тувинского парламента - улучшить качество жизни людей, своевременно прийти на помощь, упредить социальную напряженность. Приоритетами законотворчества Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва стали интересы человека, его здоровье, условия жизни, благополучие и защищенность населения.

Верховный Хурал развивает межпарламентские связи, в том числе, международные. С целью совершенствования законотворческого процесса, повышения качества принимаемых нормативных правовых актов, усиления парламентского контроля за исполнением законов, укрепления межпарламентских связей, Верховным Хуралом заключены Договора о взаимодействии и сотрудничестве со следующими законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации: Московской городской Думой, Законодательным Собранием Красноярского края, Законодательными собраниями Ленинградской, Тверской, Кемеровской областей, Государственным Собранием (Эл Курултай) Республики Алтай, Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Парламентом Чеченской Республики.

В декабре 2023 года был подписан аналогичный Договор с новым субъектом России – парламентом Луганской Народной Республики.

В июне 2023 года между Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва (Российская Федерация) и Гомельским областным Советом (Республика Беларусь) подписано Соглашение о сотрудничестве. Налажены сотрудничества с Хуралами гражданских представителей Увс (с 2011 года) и Ховд (с 2023 года) аймаков Монголии.

Верховный Хурал в тесной связке работает с Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, отдельными сенаторами и депутатами.

Помимо межпарламентских и международных связей Верховный Хурал поддерживает взаимодействие с региональными некоммерческими общественными объединениями, профессиональными объединениями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, учебными заведениями Тувы.

Россия проводит специальную военную операцию (СВО) на Донбассе. Ее цель – защита людей, которые восемь лет подвергались издевательствам и геноциду со стороны киевского режима.

В Туве утвержден базовый уровень готовности. Образован Республиканский объединенный штаб. Создан и Республиканский филиал Государственного фонда «Защитники Отечества». В их составы входят Председатель Верховного Хурала Кан-оол Даваа, Председатель Комитета Верховного Хурала по безопасности, правопорядку и приграничным вопросам Эрес Хуурак, председатель Комитета Верховного Хурала по здравоохранению и социальному развитию Ульяна Монгуш.

С марта 2022 года по 8 декабря 2023 года депутатами Верховного Хурала собрано и передано для нужд СВО 2 млн. 782 тыс. 400 руб., сотрудниками Аппарата Верховного Хурала – 1 млн. 731 тыс. рублей.

Всего собрано – 4 млн. 513 тыс. 400 рублей.

В зону СВО от Верховного Хурала отправлено 5 автомашин (4 «УАЗ» и 1 «Нива»), 1 квадрокоптер, приобретенный на денежные средства, собранные парламентариями и сотрудниками Аппарата. Отдельными автомашинами помогли и депутаты Верховного Хурала Олег Дудко (большегрузный «УРАЛ»), Сергей Уюсов («УАЗ») и Байбек Монгуш («УАЗ»).

Депутаты Верховного Хурала Кан-оол Даваа, Ульяна Монгуш, Эрес Хуурак и Елена Ховалыг с гуманитарной миссией не раз посетили г. Луганск.

Оказание гуманитарной помощи Верховным Хуралом участникам СВО и их семьям продолжается.

В самый тяжёлый период коронавирусной инфекции COVID-19 (с 2020 по 2022 год) Верховный Хурал, помимо основной законотворческой работы и исполнения Плана парламентских мероприятий, большое внимание сконцентрировал на оказании гуманитарной помощи населению. Руководство регионального парламента входило в состав Республиканского оперативного штаба по борьбе с ковидом. Было организовано «парламентское» дежурство в медицинских колл-центрах. Служебные автомашины председателей комитетов и Аппарата Верховного Хурала предоставлялись медицинским оперативным группам. На собранные денежные средства депутатов и сотрудников Аппарата законодательного органа закупались и передавались в больницы медикаменты, средства личной гигиены и другие принадлежности, доставлялось горячее питание врачам, дежурившим в больницах.

Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва работает в тесном контакте с Главой Республики Тыва и Правительством Республики Тыва. Руководство высшего исполнительного органа республики - это участники разных парламентских мероприятий. Ежеквартально проводится совместный Совет парламента и Правительства республики, где определяются цели и задачи законотворчества на ближайшее время. Такое взаимодействие идет только на пользу республики, так как перед Верховным Хуралом (парламентом) и Правительством республики стоит одна задача - это экономическое процветание республики, закрепленное законами Республики Тыва.

Использованная литература:

1. Доржу З.Ю., Ондар Е.М. Российский парламентаризм: региональное измерение (Верховный Хурал Республики Тыва), 2020 г.

2. Моллеров Н.М., Натсак О.Д., Самдан А.А. По пути народовластия: представительно-законодательная власть Тувы (предпарламентский период), 2021 г.

3. От имени народа, во имя народа. 2018 г.

4. История Тувы. Новосибирск, 2007 - Т. 2.

5. Регламент Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.

6. История ТНР в архивных документах 1921-1944 гг. Новосибирск. Сибирское книжное издательство. 2011. С. 280.

7. Ондар Е.М. История становления и развития парламентаризма в Туве. /Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Кызыл - Красноярск, 2010. С. 194-197.